Билет № 14
1.Производственный контроль за соблюдением требований безопасности при эксплуатации подъемников.
4.4.1. Производственный контроль за безопасной эксплуатацией подъемников должен осуществляться в соответствии с "Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263.*(9)
4.4.2. Руководители предприятий и индивидуальные предприниматели - владельцы подъемников, а также руководители организаций, эксплуатирующих подъемники, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания. Для этого необходимо:
1) назначить специалиста по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников, специалиста, ответственного за содержание подъемников в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками;
2) создать ремонтную службу и установить порядок выполнения профилактических осмотров, технических обслуживании и ремонтов, обеспечивающих содержание подъемников в исправном состоянии;
3) установить порядок обучения и периодической проверки знаний настоящих Правил у обслуживающего подъемники персонала, машинистов подъемников*(9) и рабочих люльки, а также проверки знаний настоящих Правил у специалистов;
4) разработать производственные инструкции, журналы, проекты производства работ, технологические карты и другие регламенты по безопасной эксплуатации подъемника для лиц, ответственных за безопасное производство работ подъемниками, машинистов, рабочих люльки и обслуживающего персонала;
5) обеспечить снабжение специалистов правилами, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации подъемников, а обслуживающий персонал - производственными инструкциями;
6) обеспечить выполнение инженерно-техническими работниками настоящих Правил, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций в соответствии с федеральным законом N 181-ФЗ от 17.07.1999 "Об основах охраны труда в Российской Федерации"*(10).
4.4.3. Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией подъемников назначаются инженерно-технические работники, аттестованные в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке, установленном Госгортехнадзором России.
4.4.4. В соответствии с "Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263*(8) назначается инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников.
Специалист по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников должен пройти проверку знания им настоящих Правил комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения по форме согласно приложению 6.
Периодическая проверка знаний специалистов по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников должна проводиться один раз в 3 года.
Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем подъемников с учетом количества машин, условий их эксплуатации и согласовываться с органом госгортехнадзора.
2.Следящие системы автомобильных гидроподъемников.
3.Меры безопасности при подъеме и перемещении людей в люльке.
Работы с подъемника (люльки) можно выполнять при условии принятия и выполнения мер по предупреждению падения людей из люльки, поражения их электрическим током, защемления при работе в стесненных условиях. При перемещении люльки необходимо соблюдать следующий порядок:
- вход в люльку и выход из нее должен осуществляться при нахождении люльки в крайнем нижнем положении;
- рабочие люльки должны проходить медицинский осмотр в установленном порядке на право работы на высоте;
- рабочие люльки должны работать в касках и с предохранительным поясом, пристегнутым к элементам конструкции люльки;
- рабочим люльки запрещается садиться или вставать на перила, устанавливать на пол люльки предметы для увеличения высоты зоны работы;
- масса рабочих с инструментом (грузом) не должна превышать установленную паспортную грузоподъемность люльки.
4.9 Нахождение людей под работающей люлькой запрещается. Граница опасной зоны, в пределах которой возможно возникновение опасности в связи с падением предметов, должна быть ограждена сигнальным ограждением высотой 1,2 м в соответствии с ГОСТ 12.4.059-89. По периметру ограждения вывесить предупреждающие и запрещающие знаки с поясняющими надписями.
4.10 Электробезопасность на строительной площадке, участках работ, рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».
4.11 Электрооборудование должно быть надежно заземлено. Обслуживающий персонал должен иметь III группу по электробезопасности.
4.Содержание вахтенного журнала.
Форма вахтенного журнала машиниста подъемника
Дата _____________________ Смена ___________________________________
Машинист подъемника ________________________________________________
Результаты осмотра подъемника
№ п/п | Наименование механизма, узла, детали | Результат проверки | Фамилия, инициалы и должность лица устранившего неисправность |
1 | Металлоконструкция |
|
|
2 | Тормоза: поворота платформы механизма передвижения подъемника |
|
|
3 | Приборы безопасности: ограничитель предельного груза концевые выключатели указатели сигнализаторы |
|
|
4 | Электрооборудование |
|
|
5 | Гидроборудование |
|
|
6 | Канаты, цепи |
|
|
7 | Крюк |
|
|
8 | Освещение |
|
|
9 | Заземление |
|
|
10 | Прочие замечания, выявленные в процессе работы |
|
|
Смену принял _______________________________________________________
(фамилия, инициалы и подпись машиниста)
Смену сдал _________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(указать состояние подъемника и количество отработанных часов)
_________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы и подпись машиниста)
5.Устойчивость против опрокидывания .
Сведения об устойчивости
Подъемники и вышки относятся к свободностоящим грузоподъемным машинам. Их устойчивость обеспечивается только собственной силой тяжести. При работе эти машины опираются на колеса или винтовые либо гидравлические домкраты (выносные опоры). На некоторых моделях опорами служат одновременно и колеса, и домкраты.
Так как вышку при расчете устойчивости рассматривают как частный случай подъемника (с постоянным вылетом), проанализируем, как обеспечивается устойчивость подъемника и какие силы действуют на него (рис. 3). Представим себе, что подъемник установлен на горизонтальной площадке и при собственной силе тяжести
С поднимает груз (I на выносных опорах. В плане линии, соединяющие точки контакта опор с площадкой, образуют опорный контур в виде четырехугольника АБВГ. Центр тяжести подъемника проецируется на опорную поверхность (точка Сх) внутри опорного контура на расстоянии а от линии БВ. Соответственно центр тяжести груза проецируется за опорным контуром на расстоянии б. Очевидно, что при потере устойчивости подъемник будет поворачиваться вокруг линии БВ, которая называется ребром опрокидывания.
Сила тяжести подъемника создает относительно ребра опрокидывания восстанавливающий момент Мк—Са, а сила тяжести груза — опрокидывающий момент: М0=С?б. Соотношение между восстанав-
Рис. 3. Схема сил, действующих на подъемник
ливающим и опрокидывающим моментами определяет степень устойчивости машины с грузом и выражается через коэффициент устойчивости К'-
где [Ю — допустимый коэффициент устойчивости.
Для подъемников допустимый коэффициент устойчивости, определяемый как отношение момента, создаваемого силой тяжести всех частей машины без учета дополнительных нагрузок и уклона площадки, к моменту, создаваемому рабочим грузом, равен 1,5.
При изменении положения рабочего оборудования в горизонтальной плоскости и вылета груза изменяется взаимное расположение центров тяжести машины и груза, а также их положение относительно ребер опрокидывания. Это приводит к изменению восстанавливающего и опрокидывающего моментов и их соотношения, т. е. к изменению коэффициента устойчивости.
Если машина стоит на уклоне в сторону поднимаемого груза, то восстанавливающий момент уменьшается, а опрокидывающий увеличивается. Стоянка на уклоне соответствует как бы повороту машины на некоторый угол. Чем выше от опорной поверхности расположены центры тяжести машины и груза, тем больше изменяются значения моментов. При определенном уклоне, т. е. угле наклона машины к горизонтали, восстанавливающий и опрокидывающий моменты уравниваются, а при дальнейшем наклоне машина опрокидывается.
К дополнительным силам, действующим на машины и груз, и направленным на уменьшение восстанавливающего момента, относятся силы инерции, возникающие при пуске и торможении механизмов подъема груза, поворота и передвижения, а также давление ветра. Условно считают, что давление ветра действует перпендикулярно ребру опрокидывания и параллельно плоскости, на которой установлена машина. Эта сила направлена на машину и груз в сторону их опрокидывания.
Коэффициент грузовой устойчивости с учетом действия силы тяжести, инерционных сил и ветрового давления для стоящей на уклоне машины должен быть не менее 1,15.
Коэффициент собственной устойчивости характеризует отношение момента, создаваемого силой тяжести всех частей машины с учетом уклона площадки в сторону опрокидывания (относительно ребра опрокидывания), к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой, которая направлена в ту же сторону. Числовые значения коэффициентов устойчивости определяются при наиболее неблагоприятном положении машины и наибольшей нагрузке. Наибольший уклон, на котором допускается работа машины, обычно указывается в технической характеристике. Для большинства машин предельный уклон равен 3°.
Все машины имеют необходимый запас устойчивости. Потеря устойчивости является обычно результатом нарушения правил эксплуатации машин.
Подъемники относятся к машинам повышенной опасности, так как они связаны с подъемом людей. Эти машины нужно правильно устанавливать на рабочей площадке, чтобы они сохраняли устойчивость.
Перед установкой машины необходимо убедиться в том, что уклон площадки не превышает допустимых норм и грунтовое основание имеет достаточную прочность. Просадка грунта под опорой может явиться причиной опрокидывания. Чтобы установить машину в горизонтальное положение, применяют инвентарные подкладки. Если в качестве опор подъемника используются колеса автомобиля, то очищают площадку от острых предметов и проверяют техническое состояние шин и давление воздуха в них.
Нельзя допускать перегрузку машины. При предельных нагрузках следует избегать резких включений и остановок, а также работы па наибольших скоростях. Особенно необходимо соблюдать осторожность при работе около стен, под перекрытиями, в сетке колонн и других стесненных местах, так как в результате упора в препятствие подъемник может потерять устойчивость.