Билет № 14

1.Производственный контроль за соблюдением требований безопасности при эксплуатации подъемников.

4.4.1. Производственный контроль за безопасной эксплуатацией подъемников должен осуществляться в соответствии с "Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263.*(9)

4.4.2. Руководители предприятий и индивидуальные предприниматели - владельцы подъемников, а также руководители организаций, эксплуатирующих подъемники, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания. Для этого необходимо:

1) назначить специалиста по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников, специалиста, ответственного за содержание подъемников в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками;

2) создать ремонтную службу и установить порядок выполнения профилактических осмотров, технических обслуживании и ремонтов, обеспечивающих содержание подъемников в исправном состоянии;

3) установить порядок обучения и периодической проверки знаний настоящих Правил у обслуживающего подъемники персонала, машинистов подъемников*(9) и рабочих люльки, а также проверки знаний настоящих Правил у специалистов;

4) разработать производственные инструкции, журналы, проекты производства работ, технологические карты и другие регламенты по безопасной эксплуатации подъемника для лиц, ответственных за безопасное производство работ подъемниками, машинистов, рабочих люльки и обслуживающего персонала;

5) обеспечить снабжение специалистов правилами, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации подъемников, а обслуживающий персонал - производственными инструкциями;

6) обеспечить выполнение инженерно-техническими работниками настоящих Правил, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций в соответствии с федеральным законом N 181-ФЗ от 17.07.1999 "Об основах охраны труда в Российской Федерации"*(10).

4.4.3. Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией подъемников назначаются инженерно-технические работники, аттестованные в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

4.4.4. В соответствии с "Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263*(8) назначается инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников.

Специалист по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников должен пройти проверку знания им настоящих Правил комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения по форме согласно приложению 6.

Периодическая проверка знаний специалистов по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников должна проводиться один раз в 3 года.

Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем подъемников с учетом количества машин, условий их эксплуатации и согласовываться с органом госгортехнадзора.

 

2.Следящие системы автомобильных  гидроподъемников.

 

3.Меры безопасности при подъеме и перемещении людей в люльке.

Работы с подъемника (люльки) можно выполнять при условии принятия и выполнения мер по предупреждению падения людей из люльки, поражения их электрическим током, защемления при работе в стесненных условиях. При перемещении люльки необходимо соблюдать следующий порядок:

- вход в люльку и выход из нее должен осуществляться при нахождении люльки в крайнем нижнем положении;

- рабочие люльки должны проходить медицинский осмотр в установленном порядке на право работы на высоте;

- рабочие люльки должны работать в касках и с предохранительным поясом, пристегнутым к элементам конструкции люльки;

- рабочим люльки запрещается садиться или вставать на перила, устанавливать на пол люльки предметы для увеличения высоты зоны работы;

- масса рабочих с инструментом (грузом) не должна превышать установленную паспортную грузоподъемность люльки.

4.9 Нахождение людей под работающей люлькой запрещается. Граница опасной зоны, в пределах которой возможно возникновение опасности в связи с падением предметов, должна быть ограждена сигнальным ограждением высотой 1,2 м в соответствии с ГОСТ 12.4.059-89. По периметру ограждения вывесить предупреждающие и запрещающие знаки с поясняющими надписями.

4.10 Электробезопасность на строительной площадке, участках работ, рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

4.11 Электрооборудование должно быть надежно заземлено. Обслуживающий персонал должен иметь III группу по электробезопасности.

 

4.Содержание вахтенного журнала.

Форма вахтенного журнала машиниста подъемника

 

     Дата _____________________ Смена ___________________________________

     Машинист подъемника ________________________________________________

 

Результаты осмотра подъемника

 

 

№ п/п

Наименование механизма, узла, детали

Результат проверки

Фамилия, инициалы и должность лица устранившего неисправность

1

Металлоконструкция

 

 

2

Тормоза: поворота платформы механизма передвижения подъемника

 

 

3

Приборы безопасности: ограничитель предельного груза концевые выключатели указатели сигнализаторы

 

 

4

Электрооборудование

 

 

5

Гидроборудование

 

 

6

Канаты, цепи

 

 

7

Крюк

 

 

8

Освещение

 

 

9

Заземление

 

 

10

Прочие замечания, выявленные в процессе работы

 

 

 

 

     Смену принял _______________________________________________________

                          (фамилия, инициалы и подпись машиниста)

     Смену сдал _________________________________________________________

_________________________________________________________________________

     (указать состояние подъемника и количество отработанных часов)

_________________________________________________________________________

                 (фамилия, инициалы и подпись машиниста)

 

5.Устойчивость против опрокидывания .

Сведения об устойчивости

Подъемники и вышки относятся к свободностоящим грузоподъ­емным машинам. Их устойчивость обеспечивается только собствен­ной силой тяжести. При работе эти машины опираются на колеса или винтовые либо гидравлические домкраты (выносные опоры). На некоторых моделях опорами служат одновременно и колеса, и дом­краты.

Так как вышку при расчете устойчивости рассматривают как частный случай подъемника (с постоянным вылетом), проанализи­руем, как обеспечивается устойчивость подъемника и какие силы действуют на него (рис. 3). Представим себе, что подъемник установ­лен на горизонтальной площадке и при собственной силе тяжести

 

С поднимает груз (I на выносных опорах. В плане линии, соединяю­щие точки контакта опор с площадкой, образуют опорный контур в виде четырехугольника АБВГ. Центр тяжести подъемника прое­цируется на опорную поверхность (точка Сх) внутри опорного кон­тура на расстоянии а от линии БВ. Соответственно центр тяжести груза проецируется за опорным контуром на расстоянии б. Очевид­но, что при потере устойчивости подъемник будет поворачиваться вокруг линии БВ, которая называется ребром опрокидывания.

Сила тяжести подъемника создает относительно ребра опрокиды­вания восстанавливающий момент Мк—Са, а сила тяжести груза — опрокидывающий момент: М0=С?б. Соотношение между восстанав-

Рис. 3. Схема сил,  действующих на  подъемник

ливающим и опрокидывающим моментами определяет степень устой­чивости машины с грузом и выражается через коэффициент устой­чивости К'-

где — допустимый коэффициент устойчивости.

Для подъемников допустимый коэффициент устойчивости, опре­деляемый как отношение момента, создаваемого силой тяжести всех частей машины без учета дополнительных нагрузок и уклона пло­щадки, к моменту, создаваемому рабочим грузом, равен 1,5.

При изменении положения рабочего оборудования в горизон­тальной плоскости и вылета груза изменяется взаимное расположе­ние центров тяжести машины и груза, а также их положение отно­сительно ребер опрокидывания. Это приводит к изменению восстанавливающего и опрокидывающего моментов и их соотношения, т. е. к изменению коэффициента устойчивости.

Если машина стоит на уклоне в сторону поднимаемого груза, то восстанавливающий момент уменьшается, а опрокидывающий увеличивается. Стоянка на уклоне соответствует как бы повороту машины на некоторый угол. Чем выше от опорной поверхности рас­положены центры тяжести машины и груза, тем больше изменяются значения моментов. При определенном уклоне, т. е. угле наклона машины к горизонтали, восстанавливающий и опрокидывающий моменты уравниваются, а при дальнейшем наклоне машина опроки­дывается.

К дополнительным силам, действующим на машины и груз, и направленным на уменьшение восстанавливающего момента, отно­сятся силы инерции, возникающие при пуске и торможении механиз­мов подъема груза, поворота и передвижения, а также давление ветра. Условно считают, что давление ветра действует перпендику­лярно ребру опрокидывания и параллельно плоскости, на которой установлена машина. Эта сила направлена на машину и груз в сто­рону их опрокидывания.

Коэффициент грузовой устойчивости с учетом действия силы тяжести, инерционных сил и ветрового давления для стоящей на уклоне машины должен быть не менее 1,15.

Коэффициент собственной устойчивости характеризует отноше­ние момента, создаваемого силой тяжести всех частей машины с уче­том уклона площадки в сторону опрокидывания (относительно ребра опрокидывания), к моменту, создаваемому ветровой нагруз­кой, которая направлена в ту же сторону. Числовые значения коэф­фициентов устойчивости определяются при наиболее неблагоприят­ном положении машины и наибольшей нагрузке. Наибольший ук­лон, на котором допускается работа машины, обычно указывается в технической характеристике. Для большинства машин предельный уклон равен 3°.

Все машины имеют необходимый запас устойчивости. Потеря устойчивости является обычно результатом нарушения правил экс­плуатации машин.

Подъемники относятся к машинам повышенной опасности, так как они связаны с подъемом людей. Эти машины нужно правильно устанавливать на рабочей площадке, чтобы они сохраняли устой­чивость.

Перед установкой машины необходимо убедиться в том, что уклон площадки не превышает допустимых норм и грунтовое основание имеет достаточную прочность. Просадка грунта под опорой может явиться причиной опрокидывания. Чтобы установить машину в горизонтальное положение, применяют инвентарные подкладки. Если в качестве опор подъемника используются колеса автомобиля, то очищают площадку от острых предметов и проверяют техническое состояние шин и давление воздуха в них.

Нельзя допускать перегрузку машины. При предельных нагруз­ках следует избегать резких включений и остановок, а также работы па наибольших скоростях. Особенно необходимо соблюдать осторож­ность при работе около стен, под перекрытиями, в сетке колонн и других стесненных местах, так как в результате упора в препятствие подъемник может потерять устойчивость.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz