Билет № 18
1 Требования к грузозахватным приспособлениям для подъема груза
1.Основными требованиями при проектировании и изготовлении грузозахватных приспособлений и тары являются:
2.прочность и надежность конструкции грузозахватного приспособления и тары;
3.минимальная собственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза;
4.удобство в обслуживании и обращении;
5.простота конструкции;
6.обеспечение сохранности захватываемого груза;
7.соответствие особенностям технологических процессов и проектам производства работ, дальнейшая автоматизация процесса захвата и освобождения груза (работа по заданной программе без участия обслуживающего персонала).
8.2.6. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами. В случае применения сварки в документации на изготовление должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.
9.2.7. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта - на предприятии, на котором они ремонтировались. Съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.
10.2.8. Сведения об изготовленных съемных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в журнал, в котором должны быть указаны наименование приспособления, грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, на канат или цепь, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузоподъемного приспособления.
11.2.9. Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Съемные грузозахватные приспособления, изготовленные для сторонних организаций, кроме клейма (бирки) должны быть снабжены паспортом (приложение А к РД 220-12-98).
2 Порядок допуска машиниста к работе на подъемнике (вышке).
. Управление автомобильным подъемником может быть поручено водителю транспортного средства после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией.
1.5. Лицам, выдержавшим экзамены, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии и представителя регионального органа госгортехнадзора. В удостоверении машиниста должен быть указан тип подъемника, к управлению которым он допущен. Во время работы машинист подъемника обязан иметь удостоверение при себе.
1.6. Допуск машинистов к самостоятельной работе оформляется соответствующим приказом по предприятию (организации) после выдачи им на руки удостоверения об аттестации.
Перед допуском к работе руководство организации (предприятия) или цеха обязано проверить у машинистов знание руководства по эксплуатации подъемника, на который он допускается работать, и вручить ему (под расписку) руководство по эксплуатации. Кроме того, при наличии на подъемнике грузозахватного органа должны назначаться стропальщики, имеющие соответствующее удостоверение.
1.7. Допуск к обслуживанию электрооборудования подъемников при питании от внешней сети осуществляется с разрешения главного энергетика предприятия в порядке, установленном Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей.
1.8. Повторная проверка знаний машинистов проводится квалификационной комиссией предприятия:
1) периодически, не реже одного раза в 12 мес;
2) при переходе с одного предприятия на другое;
3) по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников на предприятии или инспектора госгортехнадзора.
Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме настоящей Инструкции и руководства по эксплуатации подъемника.
1.9. Администрация предприятия при переводе машинистов с одного подъемника на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом обязана ознакомить их с особенностями устройства этого подъемника и обеспечить стажировку под руководством опытного машиниста.
После проверки практических навыков машинисты могут быть допущены к самостоятельной работе.
3 Порядок работы подъемников (вышек) вблизи ЛЭП.
4.5.8. Установка и работа подъемников на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42 В осуществляются только по наряду-допуску (приложение 6), определяющему безопасные условия работы.
Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа устанавливается приказами владельца подъемника и производителем работ.
Условия безопасности, указываемые в наряде-допуске, должны соответствовать требованиям государственных стандартов. Время действия наряда-допуска определяется организацией, выдавшей наряд.
Наряд-допуск должен выдаваться машинисту подъемника на руки перед началом работы.
Работа подъемника вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ подъемниками, которое должно указать машинисту место установки подъемника, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и сделать запись в вахтенном журнале машиниста о разрешении работы.
При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.
Порядок работы подъемников вблизи линии электропередачи, выполненной гибким кабелем, определяется владельцем линии. Выдача наряда-допуска в этом случае не обязательна.
При работе подъемников на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, если работы с применением подъемников ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, а машинисты подъемников находятся в штате энергопредприятия, наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается в порядке, установленном нормативными документами. При этом должно соблюдаться расстояние от стрелы подъемника до проводов линии электропередачи, находящейся под напряжением, в соответствии с табл. 1.
4.5.9. Для безопасного производства работ подъемниками их владелец и организация, производящая работы, обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:
1) на месте производства работ подъемником не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к производимой работе;
Таблица 1
Напряжение воздушной линии, кВ | Наименьшее расстояние, м |
До 1 | 1,5 |
От 1 до 20 | 2,0 |
От 35 до 100 | 4,0 |
От 150 до 220 | 5,0 |
330 | 6,0 |
От 500 до 750 | 9,0 |
От 750 до 1150 | 12,0 |
800 (постоянного тока) | 9,0 |
4 Виды и периодичность технического обслуживания подъемников (вышек).
Техническое обслуживание грузоподъемных кранов и подъемников (вышек) обеспечивает:
- постоянную готовность к эксплуатации;
- безопасность работы;
- устранение причин, вызывающих преждевременный износ, неисправности и поломки узлов и механизмов;
- удлинение межремонтных сроков;
- минимальный расход масла, горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.
Техническое обслуживание грузоподъемных кранов проводят в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Периодичность обслуживания крана рекомендуется соблюдать при любых условиях эксплуатации и в любое время года.
Техническое обслуживание автокранов производится, как правило, вместе с очередным техническим обслуживанием базового автомобиля и в соответствии с указаниями мер безопасности при обслуживании крана.
Техническое обслуживание автокрана в зависимости от периодичности и объема работ подразделяется на следующие виды:
- ежесменное техническое обслуживание (ЕО);
- первое периодическое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе периодическое техническое обслуживание (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежесменное техническое обслуживание (ЕО) производится ежедневно перед каждым выездом или перед началом работы крана, независимо от числа смен.
Первое периодическое техническое обслуживание (ТО-1) производится:
- двигателя шасси через каждые 50 часов работы крана по счетчику моточасов;
- шасси и крановой установки через 150 часов работы крана по счетчику моточасов.
Второе периодическое техническое обслуживание (ТО-2) производится:
- двигателя через каждые 300 часов работы крана по счетчику моточасов;
- шасси и крановой установки через каждые 600 часов работы крана по счетчику моточасов.
Сезонное техническое обслуживание (СО) производится 2 раза в год при очередном ТО-2 при переходах к осенне-зимнему и весенне-летнему периодам эксплуатации.
Периодичность Технических обслуживаний автомобильных кранов:
ТО-1 каждые 150 часов наработки крановой установки по счетчику моточасов;
ТО-2 каждые 600 часов наработки крановой установки по счетчику моточасов, но не реже двух раз в год (сезонное обслуживание).
5 Средства зашиты рабочих люльки.
Работы с подъемника (люльки) можно выполнять при условии принятия и выполнения мер по предупреждению падения людей из люльки, поражения их электрическим током, защемления при работе в стесненных условиях. При перемещении люльки необходимо соблюдать следующий порядок:
- вход в люльку и выход из нее должен осуществляться при нахождении люльки в крайнем нижнем положении;
- рабочие люльки должны проходить медицинский осмотр в установленном порядке на право работы на высоте;
- рабочие люльки должны работать в касках и с предохранительным поясом, пристегнутым к элементам конструкции люльки;
- рабочим люльки запрещается садиться или вставать на перила, устанавливать на пол люльки предметы для увеличения высоты зоны работы;
- масса рабочих с инструментом (грузом) не должна превышать установленную паспортную грузоподъемность люльки.
4.9 Нахождение людей под работающей люлькой запрещается. Граница опасной зоны, в пределах которой возможно возникновение опасности в связи с падением предметов, должна быть ограждена сигнальным ограждением высотой 1,2 м в соответствии с ГОСТ 12.4.059-89. По периметру ограждения вывесить предупреждающие и запрещающие знаки с поясняющими надписями.
4.10 Электробезопасность на строительной площадке, участках работ, рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».
4.11 Электрооборудование должно быть надежно заземлено. Обслуживающий персонал должен иметь III группу по электробезопасности.